невыразимая
Сегодня разбирала старые бумаги и наткнулась на буклет, посвященный творчеству современной художницы Натальи Беседновой - года полтора назад я ходила на ее выставку, и работы очень впечатлили меня. В буклете есть фотографии некоторых ее картин, и одна из них вдохновила меня сегодня на написание маленькой зарисовки. Получился этакий кусочек лета в середине февраля 
Вот эта картина побудила меня написать "В полудреме"
Жаркий полдень. Душно так, что даже шмели перестали жужжать. Ни ветерка. Яркое солнце простерло к Земле свои лучи и, обняв ее, нещадно душило, обдавая все живое своим жаром. В такой душный день лучше всего сидеть где-нибудь в теньке и читать книгу или рисовать.
А Ленушка мечтала.
С утра приходил учитель, молодой симпатичный студент, и она весь урок представляла, как было бы здорово, если бы он пригласил ее погулять по просекам, а лучше - в поле. Она бы собрала огромный букет ромашек, лютиков, васильков, сплела бы венок и подарила ему…
- À que vous pensez*? – спросил, наконец, юноша, и Ленушка, сбитая с толку, не знала, что ответить. Она только залилась краской и опустила глаза, бормоча что-то вроде:
- Excusez, je me suis distraite...** – если бы не учитель, она с удовольствием бросила бы занятия французским языком, считая его старомодным. Да, все уважающие себя представители современного высшего общества России владели им в совершенстве, но Ленушке никогда не хотелось походить на напыщенных барышень в вычурных нарядах, которые проводили свой век в праздности и глупых развлечениях.
Учитель ушел, на прощание улыбнувшись ей и игриво погрозив пальцем:
- Надеюсь, послезавтра Вы будете внимательнее, mon ami!
Ленушка только еще сильнее покраснела.
Учитель уходил всегда. Не было ни дня, чтобы он задержался хотя бы на несколько минут, не говоря уже о том, чтобы остаться на обед, несмотря на то, что мама Ленушки, Лизавета Андреевна, частенько приглашала его. Такая холодность со стороны юноши злила девушку необыкновенно. «И что на уме у этих студентов?!» - спрашивала она себя, в очередной раз готовясь к его приходу.
Когда калитка за учителем закрылась, Ленушка стремглав бросилась вглубь сада, плюхнулась в гамак, позабыв о манерах, и, тихонько покачиваясь, принялась мысленно жалеть себя и ругать коварного учителя, который так беспощадно улыбался ей самыми обворожительными улыбками, а потом уходил, даже не взглянув в ее сторону. «Неужели же он настолько бессердечен, что может нарочно так мучить меня?» - думала Ленушка, флегматично покачиваясь в гамаке, и ее воображение рисовало ей красочные картины, которых она сама стыдилась.
Вот, например, она стала простой крестьянкой, горничной, которая каждое утро подносит барышне воду для умывания и свежее платье. К барышне ходит молодой учитель, а она подсматривает за ними из-за кустов малины и любуется красотой студента, который объясняет непонятливой хозяйке склонение французских глаголов:
- Je vais, tu vas, il va, nous allons, vous allez, ils vont…***
Какой он все-таки чудный! Такой весь худой, длинный, нескладный, все время не знает, куда деть руки. Когда объясняет, он кладет локти на стол и, глядя куда-то вдаль, постоянно жестикулирует, и это получается очень смешно, особенно когда он машет кистями, украшенными такими невероятно длинными, тонкими, чувственными пальцами… А иногда, когда спрашивает материал, он складывает ладони, переплетая пальцы в «замок», и внимательно слушает, опершись на руки подбородком. У него невероятно голубые глаза, всегда веселые и лучистые, большие, как у девушки. В них так и хочется заглянуть, но в последний момент никак не хватает духу. Темные волосы, всегда коротко подстрижены и аккуратно причесаны, но иногда он позволяет себе тряхнуть головой, и тогда прическа распадается, а волосы беспорядочными прядями спадают на лоб. А еще у него очень красивые губы. Слушая ответ, он закусывает нижнюю губу и начинает слегка пожевывать ее, сосредоточено слушая и стараясь не пропустить ни одной ошибки: он собирает их, но никогда не перебивает, дает высказаться, а уж только потом начинает разбирать услышанное. Когда он отпускает, наконец, губу, она оказывается красной, слегка припухшей и очень соблазнительной. Так и хочется вылезти из-за куста и поцеловать ее… Только это сделать никак нельзя: Ленушка — простая служанка, горничная, а он — такой умный и образованный, и она должна звать его по имени и отчеству, низко кланяться и подносить ягодный компот.
Ленушка прикрыла глаза и представила, как она подносит учителю компот, но вдруг роняет, и стакан падает в траву, а сладкое содержимое разливается, испачкав его ботинки. Как ей стыдно! И барыня наверняка будет ругать ее за неловкость, а может, даже выгонит и найдет какую-нибудь другую девушку, посноровистей и порасторопней, и тогда она не сможет больше видеть молодого учителя. Она пугается и начинает извиняться, садится на корточки, подбирает стакан, клянется, что все произошло случайно, но учитель только улыбается и хитро смотрит на нее сверху вниз. А потом вдруг тоже опускается и, притянув ее к себе, сладко целует, удерживая великолепными пальцами ее подбородок. Интересно, кто учит людей целоваться?.. Прибегает барыня, глупая барышня вопит, что это ее учитель, но ей все равно…
На губах Ленушки появилась блаженная улыбка, и она стыдливо подавила ее, автоматически продолжая одной ногой раскачивать гамак. Целоваться с мужчиной! Разве этому учили ее? Девушка должна быть неприступна и холодна, а юноша должен, просто обязан добиваться ее расположения любыми возможными и невозможными способами. Но кто же виноват, что учителю удалось добиться этого самого расположения одной-единственной улыбкой? Ленушка вспомнила их первое занятие, когда он, несмело постучав, вошел в калитку и, нервно покачиваясь на тонких ногах, спросил, чуть заикаясь, здесь ли живет княгиня Шаховская с дочерью. Ленушка тогда еще жутко расхохоталась, смутив молодого студента, за что он потом отомстил ей сполна, без устали смущая своими взглядами и непонятными ей намеками.
Ленушка вздохнула. Мимо пролетел шершень, и она проводила его взглядом, снова погружаясь в полудрему.
На этот раз она решила искупаться. Там, за полем, она знала, есть небольшой пруд, кое-где подернутый ряской, затерявшийся среди высокой травы. В этом пруду плавают кувшинки, белые и желтые. Глядя на них, невольно вспоминается сказка про Дюймовочку, спасающуюся от противного сына отвратительной жабы, который почему-то решил, что крошечная красавица годится ему в жены. Ленушка представила себя на берегу пруда. Здесь так тихо, спокойно и прохладно. Гладь воды покрыта тонкой пленкой ряби. У самого берега скользят по воде, как на коньках, водомерки, в зарослях осоки копошатся лягушки, а солнце наблюдает за этой мирной картиной из-за плотной стены деревьев на другом берегу и улыбается. Ленушка схватывает в пучок длинные волосы, скидывает платье и замирает в нерешительности. Легкий ветерок холодит обнаженное тело, по спине пробегают мурашки. Ленушка никак не может отделаться от мысли, что кто-то спрятался неподалеку и подсматривает за ней. И от этого становится стыдно, неудобно, но в то же время так… приятно. Ленушка не хочет оборачиваться, не хочет встретиться глазами с тем человеком, но страстно желает, чтобы он оставался там, где затаился. Девушка краснеет и решительно делает шаг вперед. Одной ногой касается воды и ощущает ее холод, который моментально пробегает по ее телу и остужает немного охвативший ее жар. Ленушка закрывает глаза и ступает в воду, распугав водомерок. Нога утопает в иле, погружаясь в теплое месиво из глины, водорослей и еще чего-то, что она никак не может определить. Собравшись с духом, девушка встает в пруд второй ногой, но бросить платье все не решается – слишком сильно ощущение того, что она не одна здесь. Ленушка заходит в воду до колен и решительно оборачивается, но никого не видит. Перекрестившись, она откидывает платье на берег и, совершенно нагая, отходит подальше, готовясь окунуться в воду с головой. Вдруг позади слышится плеск, и Ленушка замирает, не в силах пошевелиться, боясь даже вздохнуть. Кровь приливает к ее щекам, страх охватывает ее, смешиваясь с постыдным чувством желания, заставляющим сердце биться сильнее. На секунду все смолкает. Тишина такая, что слышно, как в лесу на том берегу пруда кукует кукушка. На минуту Ленушку захлестывает разочарование, но в следующее мгновение большие руки с длинными, тонкими пальцами охватывают ее стан, проводят по бедрам, затем поднимаются выше…
- Pourquoi vous me taquinez****? – слышит Ленушка за спиной жаркий шепот, и с ее губ срывается стон, лучше всяких слов отвечающий на вопрос учителя…
Ленушка открыла глаза, все еще не веря, что такой дивный сон закончился, что не было ни пруда, ни кукушки, ни этих восхитительных рук на ее теле. Ее щеки пылали, голова кружилась, а сердце готово было выпрыгнуть из груди от этого странного, до сих пор неизведанного чувства.
Немного успокоившись, Ленушка решила, что обязательно пойдет искупаться. Завтра. Нет, послезавтра, после занятия.
* О чем Вы думаете?
** Извините, я отвлеклась…
*** Я иду, ты идешь, он идет, мы идем, вы идете, они идут…
**** Зачем вы дразните меня?
Заранее приношу свои извинения, если французские фразы написаны с ошибками: этого языка я не знаю совершенно, так что воспользовалась услугами on-line переводчика

У пруда, 2003г., акварель, Н. Беседнова

Вот эта картина побудила меня написать "В полудреме"
***
Жаркий полдень. Душно так, что даже шмели перестали жужжать. Ни ветерка. Яркое солнце простерло к Земле свои лучи и, обняв ее, нещадно душило, обдавая все живое своим жаром. В такой душный день лучше всего сидеть где-нибудь в теньке и читать книгу или рисовать.
А Ленушка мечтала.
С утра приходил учитель, молодой симпатичный студент, и она весь урок представляла, как было бы здорово, если бы он пригласил ее погулять по просекам, а лучше - в поле. Она бы собрала огромный букет ромашек, лютиков, васильков, сплела бы венок и подарила ему…
- À que vous pensez*? – спросил, наконец, юноша, и Ленушка, сбитая с толку, не знала, что ответить. Она только залилась краской и опустила глаза, бормоча что-то вроде:
- Excusez, je me suis distraite...** – если бы не учитель, она с удовольствием бросила бы занятия французским языком, считая его старомодным. Да, все уважающие себя представители современного высшего общества России владели им в совершенстве, но Ленушке никогда не хотелось походить на напыщенных барышень в вычурных нарядах, которые проводили свой век в праздности и глупых развлечениях.
Учитель ушел, на прощание улыбнувшись ей и игриво погрозив пальцем:
- Надеюсь, послезавтра Вы будете внимательнее, mon ami!
Ленушка только еще сильнее покраснела.
Учитель уходил всегда. Не было ни дня, чтобы он задержался хотя бы на несколько минут, не говоря уже о том, чтобы остаться на обед, несмотря на то, что мама Ленушки, Лизавета Андреевна, частенько приглашала его. Такая холодность со стороны юноши злила девушку необыкновенно. «И что на уме у этих студентов?!» - спрашивала она себя, в очередной раз готовясь к его приходу.
Когда калитка за учителем закрылась, Ленушка стремглав бросилась вглубь сада, плюхнулась в гамак, позабыв о манерах, и, тихонько покачиваясь, принялась мысленно жалеть себя и ругать коварного учителя, который так беспощадно улыбался ей самыми обворожительными улыбками, а потом уходил, даже не взглянув в ее сторону. «Неужели же он настолько бессердечен, что может нарочно так мучить меня?» - думала Ленушка, флегматично покачиваясь в гамаке, и ее воображение рисовало ей красочные картины, которых она сама стыдилась.
Вот, например, она стала простой крестьянкой, горничной, которая каждое утро подносит барышне воду для умывания и свежее платье. К барышне ходит молодой учитель, а она подсматривает за ними из-за кустов малины и любуется красотой студента, который объясняет непонятливой хозяйке склонение французских глаголов:
- Je vais, tu vas, il va, nous allons, vous allez, ils vont…***
Какой он все-таки чудный! Такой весь худой, длинный, нескладный, все время не знает, куда деть руки. Когда объясняет, он кладет локти на стол и, глядя куда-то вдаль, постоянно жестикулирует, и это получается очень смешно, особенно когда он машет кистями, украшенными такими невероятно длинными, тонкими, чувственными пальцами… А иногда, когда спрашивает материал, он складывает ладони, переплетая пальцы в «замок», и внимательно слушает, опершись на руки подбородком. У него невероятно голубые глаза, всегда веселые и лучистые, большие, как у девушки. В них так и хочется заглянуть, но в последний момент никак не хватает духу. Темные волосы, всегда коротко подстрижены и аккуратно причесаны, но иногда он позволяет себе тряхнуть головой, и тогда прическа распадается, а волосы беспорядочными прядями спадают на лоб. А еще у него очень красивые губы. Слушая ответ, он закусывает нижнюю губу и начинает слегка пожевывать ее, сосредоточено слушая и стараясь не пропустить ни одной ошибки: он собирает их, но никогда не перебивает, дает высказаться, а уж только потом начинает разбирать услышанное. Когда он отпускает, наконец, губу, она оказывается красной, слегка припухшей и очень соблазнительной. Так и хочется вылезти из-за куста и поцеловать ее… Только это сделать никак нельзя: Ленушка — простая служанка, горничная, а он — такой умный и образованный, и она должна звать его по имени и отчеству, низко кланяться и подносить ягодный компот.
Ленушка прикрыла глаза и представила, как она подносит учителю компот, но вдруг роняет, и стакан падает в траву, а сладкое содержимое разливается, испачкав его ботинки. Как ей стыдно! И барыня наверняка будет ругать ее за неловкость, а может, даже выгонит и найдет какую-нибудь другую девушку, посноровистей и порасторопней, и тогда она не сможет больше видеть молодого учителя. Она пугается и начинает извиняться, садится на корточки, подбирает стакан, клянется, что все произошло случайно, но учитель только улыбается и хитро смотрит на нее сверху вниз. А потом вдруг тоже опускается и, притянув ее к себе, сладко целует, удерживая великолепными пальцами ее подбородок. Интересно, кто учит людей целоваться?.. Прибегает барыня, глупая барышня вопит, что это ее учитель, но ей все равно…
На губах Ленушки появилась блаженная улыбка, и она стыдливо подавила ее, автоматически продолжая одной ногой раскачивать гамак. Целоваться с мужчиной! Разве этому учили ее? Девушка должна быть неприступна и холодна, а юноша должен, просто обязан добиваться ее расположения любыми возможными и невозможными способами. Но кто же виноват, что учителю удалось добиться этого самого расположения одной-единственной улыбкой? Ленушка вспомнила их первое занятие, когда он, несмело постучав, вошел в калитку и, нервно покачиваясь на тонких ногах, спросил, чуть заикаясь, здесь ли живет княгиня Шаховская с дочерью. Ленушка тогда еще жутко расхохоталась, смутив молодого студента, за что он потом отомстил ей сполна, без устали смущая своими взглядами и непонятными ей намеками.
Ленушка вздохнула. Мимо пролетел шершень, и она проводила его взглядом, снова погружаясь в полудрему.
На этот раз она решила искупаться. Там, за полем, она знала, есть небольшой пруд, кое-где подернутый ряской, затерявшийся среди высокой травы. В этом пруду плавают кувшинки, белые и желтые. Глядя на них, невольно вспоминается сказка про Дюймовочку, спасающуюся от противного сына отвратительной жабы, который почему-то решил, что крошечная красавица годится ему в жены. Ленушка представила себя на берегу пруда. Здесь так тихо, спокойно и прохладно. Гладь воды покрыта тонкой пленкой ряби. У самого берега скользят по воде, как на коньках, водомерки, в зарослях осоки копошатся лягушки, а солнце наблюдает за этой мирной картиной из-за плотной стены деревьев на другом берегу и улыбается. Ленушка схватывает в пучок длинные волосы, скидывает платье и замирает в нерешительности. Легкий ветерок холодит обнаженное тело, по спине пробегают мурашки. Ленушка никак не может отделаться от мысли, что кто-то спрятался неподалеку и подсматривает за ней. И от этого становится стыдно, неудобно, но в то же время так… приятно. Ленушка не хочет оборачиваться, не хочет встретиться глазами с тем человеком, но страстно желает, чтобы он оставался там, где затаился. Девушка краснеет и решительно делает шаг вперед. Одной ногой касается воды и ощущает ее холод, который моментально пробегает по ее телу и остужает немного охвативший ее жар. Ленушка закрывает глаза и ступает в воду, распугав водомерок. Нога утопает в иле, погружаясь в теплое месиво из глины, водорослей и еще чего-то, что она никак не может определить. Собравшись с духом, девушка встает в пруд второй ногой, но бросить платье все не решается – слишком сильно ощущение того, что она не одна здесь. Ленушка заходит в воду до колен и решительно оборачивается, но никого не видит. Перекрестившись, она откидывает платье на берег и, совершенно нагая, отходит подальше, готовясь окунуться в воду с головой. Вдруг позади слышится плеск, и Ленушка замирает, не в силах пошевелиться, боясь даже вздохнуть. Кровь приливает к ее щекам, страх охватывает ее, смешиваясь с постыдным чувством желания, заставляющим сердце биться сильнее. На секунду все смолкает. Тишина такая, что слышно, как в лесу на том берегу пруда кукует кукушка. На минуту Ленушку захлестывает разочарование, но в следующее мгновение большие руки с длинными, тонкими пальцами охватывают ее стан, проводят по бедрам, затем поднимаются выше…
- Pourquoi vous me taquinez****? – слышит Ленушка за спиной жаркий шепот, и с ее губ срывается стон, лучше всяких слов отвечающий на вопрос учителя…
Ленушка открыла глаза, все еще не веря, что такой дивный сон закончился, что не было ни пруда, ни кукушки, ни этих восхитительных рук на ее теле. Ее щеки пылали, голова кружилась, а сердце готово было выпрыгнуть из груди от этого странного, до сих пор неизведанного чувства.
Немного успокоившись, Ленушка решила, что обязательно пойдет искупаться. Завтра. Нет, послезавтра, после занятия.
* О чем Вы думаете?
** Извините, я отвлеклась…
*** Я иду, ты идешь, он идет, мы идем, вы идете, они идут…
**** Зачем вы дразните меня?
Заранее приношу свои извинения, если французские фразы написаны с ошибками: этого языка я не знаю совершенно, так что воспользовалась услугами on-line переводчика


У пруда, 2003г., акварель, Н. Беседнова
@настроение: творческое